Проект реализуется при поддержке фонда «История Отечества» и Правительства Белгородской области

© перевод текста А.И. Папкова

Тексты документов приведены в соответствии с правилами издания рукописных текстов XVI—XVIII вв.[1] Титла и сокращения раскрываются, выносные буквы вносятся в строку без выделения. Пропущенная гласная после выносной согласной восстанавливается. Вышедшие из употребления буквы заменяются буквами современного алфавита. Знаки препинания, мягкий и твердый знак расставляются по правилам современной орфографии и пунктуации. Буквенная цифирь передается арабскими цифрами. Пропущенные слова и буквы, восстановленные по смыслу, взяты в квадратные скобки. Даты документов, определенные по дате получения в Разрядном приказе, отмечены «звездочкой».

(Л. 322) Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии холоп твой Устинко Хрущов челом бьет. В нынешнем, государь, во 158-м году ноября в 26 день прислана в Болховой, ка мне, холопу твоему, твоя государева царева и великого князя Алексея Михайловича всея Русии грамота из Розряду за приписью дьяка Григорья Ларионова. Велено мне, холопу твоему Болхового городу детей боярских драгунской службы, стрельцов и казаков и пушкарей и воротников и всяких чинов служилых людей, конных и пеших пересмотреть всех налицо с пищальми и со всякими бои, и их детей и братьи и племянников и зятьи и скольким лет с пищальми и со всякими бои.

И по твоему государеву указу я, холоп твой, Болхового города всяких чинов служилых людей, детей и братьи и племянников и зятьи с пищальми и со всякими бои пересмотрил всех налицо, конных и пеших с ымены. И сколько, государь, в Болховом всяких служилых людей, конных и пеших, и детей и братьи и племянников и зятьи, и хто именем, в приказной избе дьячок, и сколько, государь, в разходе всяких чинов служилых людей на вестех и на сторожах и на караулех в городе и в отъезде и в колько день переменяютца, и что в Болховом всяких чинов служилых людей от старож оставаетца и сколько, государь, норяду и ядер железных и свинцовых, и [с]колько ядра весом, [с]колько пуд к пяти тюфяком дробу железногова и то, государь, написано в книгих порознь. Да пищаль, государь, на Муравской башни медноя полуторноя, забита при воеводе при Богдану Оладьину, а на ней щель и по вестем стрельять из нее не мошно, и о той пищали мне, холопу твоему, как ты государь укажешь?

(Л. 322) В прошлом, государь, во 157-м году принял я, холоп твой, в Болховом у воеводы Богдана Оладьина твоей государевой царевой и великого князя Алексея Михайловича всея Русии зелейной и свинцовой казны семь бочек ручнова зелья. По отписке из Белагорода стольника и воеводы князя Ивана Петровича Пронскаго белагородец сын боярской Михайло Губорев для досмотру твоей государевц зелейной казны и свинцовой и досмотрил он, Михайла Губорев зелейных бочек и свинцу и печатей и ярлыков боярских князя Никиты Ивановича Одоевского. И те, государь, печати и ярлыки у полных во шти бочках боярина князя Никиты Ивановича Одоевсково целы. А с седьмой, государь, бочки в прошлом во 155-м году воевода Богдан Оладьин в розход по вестям раздал чяетыренатцать пуд три гривенки, а свинуцу тож. И то, государь, зелья и свинцу у болховских у всяких чинов людей розходу не было. А по ерлыком, государь, твоей государевы зелейной казны сто девять пуд, да ручнова зелья наголо семь пуд в бочках.

А в Болховом, государь, вестовой колокол прислан в прошлом во 157-м году, а в нем тринатцать пуд четырнатцать гривенек. И я, холоп твой, по твоему государеву указу о том вестовом колоколе писал к тебе, государю, а в Болховом, государь, твоей государевы царевы и великого князя Алексея Михайловича всея Русии денежной казны пренел у воеводы у Богдана Оладьина сто адин рубль. И в прошлом, государь, во 157-м и во 158-м году зелью и свинцу разходу не было.

А у иных, государь, дел у болховских служилых людй твоя государева жалованная грамота с суда з деунатцати рублев пошлин имать не велено, а сметные, государь, книги послал я, холоп твой, к тебе, государю, к Москве.

(Л. 324) По осмотру в Болховом Устина Хрущова генваря в 7 день нынешнего 158-го году.

В Болховом служилых людей:

драгунов 50 человек;

каазков 219 человек;

стрельцов 214 человек;

пушкарей 27 человек;

воротников 3 человека.

Всего всяких людей 543 человека.

Детей их и братьи и племянников и зятьи 231 человек.

Обоего всяких людей 774 человека.

РГАДА.— Ф. 210.— Столбцы Белгородского стола.— № 266.— Л. 322—324. Подлинник.

[1] Правила издания исторических документов в СССР. М., 1990.